Термины > Аналитическая записка к бюджетам

Аналитическая записка к бюджетам – обязательный элемент системы бюджетирования


Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, основатель проекта bud-tech.ru, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор серии книг "100% практического бюджетирования"

bud-tech.ru

Как известно в полноценной системе бюджетирования помимо бюджетов должны составляться и аналитические записки. Причем аналитические записки должно быть двух типов: те, что формируются вместе с плановыми бюджетам, и те, что готовятся к план-фактным бюджетам при проведении план-фактного анализа.

Многие мне задают вопрос: есть ли какая-то типовая форма аналитической записки к бюджетам?

Как таковой типовой формы нет. Потом, как и в случае с бюджетами и другими управленческими отчетами, здесь главное не форма, а содержание.

Условно с технологической точки все бюджетные показатели плановых бюджетов можно разделить на три типа:
  • экспертные;
  • нормативы;
  • формулы.

    В принципе можно сделать бюджетную модель где вообще не будет показателей первого типа. Например, чисто технически можно строить тренд на основе фактической информации. Правда, понятно каково при этом будет качество подобных бюджетов.

    Поэтому на практике никуда не деться от экспертных показателей, т.е. тех, которые в бюджетную модель вводятся руками (одни из входных параметров модели). На самом деле нормативы в бюджетную модель тоже вводятся руками, но их значения как правило являются гораздо более объективными и обоснованными, чем значения показателей, получаемых на основе экспертных оценок.

    Именно все экспертные показатели и должны быть обоснованы. Очевидно, что нет смысла обосновывать показатели, рассчитываемые по формулам. Нормативы, конечно, нужно обосновывать, но гораздо реже, чем экспертные показатели. Кроме того, нормативы утверждаются директором и не обсуждаются в процессе подготовке бюджетов.

    Да, со временем их значения могут меняться, но опять же после их утверждения они не обсуждаются в отличие от значений экспертных показателей.

    Если бюджетная модель составлена правильно, то и все показатели третьего типа будут правильными, их нет смысла каждый раз проверять при составлении новых бюджетов на следующие периода планирования.

    Основное внимание при составлении бюджетов должно уделяться именно экспертным показателям.

    Они и должны объясняться подразделениями. Составители бюджетов должны написать в пояснительных записках какие ограничивающие факторы они учитывали при планировании экспертных показателях и какие конкретно гипотезы сформулировали. На основе этого и формируются конкретные значения экспертных показателей на плановый период.

    Затем при план-фактном анализе исполнения бюджетов нужно проверять насколько правильно были сформулированы гипотезы. Или гипотезы могут оказаться не верными значит в следующий раз их нужно менять.

    Или может оказаться, что не учли при планировании какой-то важный фактор. Значит в следующий раз нужно этот фактор учесть, построив какую-то гипотезу.

    Вот эти факторы и гипотезы и должны попадать в аналитическую записку к бюджетам.

    Нужно обратить внимание на то, что сводная аналитическая записка к бюджетам компании формируется финансово-экономической службой компании на основе пояснительных записок к бюджетам, подготовленным подразделениями. Т.е. не одна финансово-экономическая служба должна обосновывать перед генеральным директором значения бюджетных показателей и за всех отдуваться при проведении бюджетного комитета.

    ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
    Пример аналитической записки к бюджетам можно найти в методике бюджетирования
    При выполнении консалтинговых проектов по постановке бюджетирования и управленческого учета мы, конечно, предлагаем форматы аналитических записок к бюджетам, но еще раз нужно обратить внимание на то, что не следует их воспринимать как догму.

    Кстати, есть компании, которые, так сказать, используют творческий подход к проектированию системы управления и системы бюджетирования в частности.

    Например, когда мы работали с корпорацией "Омсквинпром", то в рамках консалтингового проекта предложили им определенный формат аналитической записки. Компания взяла его за основу и стала с ним работать.

    При этом они действительно творчески подошли к построению своей системы бюджетного управления. Через девять лет эта компания снова к нам обратилась для выполнения проекта по улучшению действующей системы бюджетирования. За это время они превратились из малоизвестной региональной компании в одного из лидеров алкогольного рынка России.

    В ходе обследования мы обратили внимание на то, что они существенным образом развили и улучшили формат аналитической записки, составляемой к бюджетам. Именно так и нужно делать – постоянно улучшать действующую систему.


    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статье, Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

    Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

    Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    + 64 = 74