Термины > Блок-схема консолидации бюджетов

Блок-схема консолидации бюджетов


Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, основатель проекта bud-tech.ru, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор серии книг "100% практического бюджетирования"

bud-tech.ru

Описание методики бюджетирования может быть представлено в различных форматах. Вообще считается, что описание методик должно быть представлено в трех возможных видах: графическом, табличном и текстовом. В Книге 2 «Регламент системы бюджетирования» приведено достаточно подробное графическое описание регламента бюджетного управления. Аналогичным образом должна быть описана и сама методика бюджетирования.

Что касается графического описания методик бюджетирования, то достаточно часто для этих целей используют так называемые блок-схемы консолидации. На рисунке 1 укрупненно представлена блок-схема консолидации бюджетов предприятия. Естественно, что данная схема иллюстрирует порядок консолидации бюджетов только на самом верхнем уровне. Помимо такого укрупненного описания, должны быть разработаны блок-схемы формирования бюджетов практически для каждого бюджета.

Итак, на рисунке 1 представлена общая блок-схема, иллюстрирующая логику консолидации бюджетов в полноценной системе бюджетного управления (см. Книгу 1 «Бюджетирование как инструмент управления»). Текущая деятельность предприятия бюджетируется через систему функциональных бюджетов (для процессных организаций) или через систему бюджетов текущих проектов (для проектных организаций). Развитие компании бюджетируется через систему инвестиционных бюджетов, которые должны составляться по каждому проекту развития. Получив необходимые данные о текущей и стратегической деятельности, компания осуществляет консолидацию финансовых бюджетов. Отдельно рассчитываются бюджеты ЦФО.

Рис.1. Пример блок-схемы консолидации бюджетов

Пример блок-схемы консолидации бюджетов

Пример блок-схемы консолидации бюджетов

Кстати, именно бюджеты ЦФО можно использовать для того, чтобы получить действительно согласованные бюджеты компании. Ведь в бюджетах ЦФО обязательно должна присутствовать такая статья, как ФМП ЦФО. Этот показатель рассчитывается на основе схем мотивации ЦФО (см. Книгу 4 «Финансовая структура компании»). Так вот, при внесении изменений в бюджеты, получив новые значения стратегических показателей, согласовывать с руководителями подразделений более напряженные плановые цифры будет гораздо легче, чем прежде, т.к. теперь они будут видеть размер премиального фонда, который их ожидает при выполнении бюджетов.

Как уже было сказано, при описании блок-схем консолидации бюджетов не нужно останавливаться на схеме самого верхнего уровня. Необходимо сделать описание блок-схем для всех бюджетов. Примеры таких блок-схем представлены на рисунках 2-3. Данный формат описания достаточно удобен для использования, поскольку кроме информационных потоков, он содержит информацию и об организационно-временном регламенте подготовки бюджетов (см. Книгу 2 «Регламент системы бюджетирования»). Тот, кто отвечает за консолидацию бюджета, знает, какую информацию, у кого и в какое время он может получить для того, чтобы в срок подготовить бюджет, за формирование которого он отвечает.

На рисунке 2 приведен пример блок-схемы формирования бюджета коммерческих расходов. В данном примере при подготовке бюджета коммерческих расходов используются данные из бюджета продаж, бюджета транспортных расходов, бюджета оплаты труда и инвестиционных бюджетов. Это вполне логично, поскольку коммерческие расходы зависят от объемов продаж, но и, наоборот, объем продаж зависит от некоторых статей коммерческих затрат, в частности, от затрат на продвижение продукции. Поскольку транспортные затраты на доставку продукции клиентам также являются коммерческими, поэтому эта информация из бюджета транспортных расходов поступает в бюджет коммерческих расходов.

Рис.2. Пример блок-схемы формирования бюджета коммерческих расходов

Пример блок-схемы формирования бюджета коммерческих расходов

Заработная плата сотрудников дирекции по маркетингу и продажам также является статьей коммерческих расходов, поэтому данная информация поступает в бюджет коммерческих расходов из бюджета оплаты труда. Так, в данном примере финансовой модели в бюджете коммерческих расходов консолидируется информация по текущим расходам. Кроме того, если компания планирует реализовать проекты развития, связанные с выходом на новый рынок сбыта или созданием новой продукции, то соответствующая информация также должна попасть в бюджет коммерческих расходов.

Только здесь необходимо четко определиться с моментом завершения инвестиционных проектов, чтобы можно было понять, начиная с какого периода информация о новых статьях коммерческих затрат, появившихся в результате реализации этих проектов, должна попадать в бюджет коммерческих расходов. Подробнее об этом речь идет при рассмотрении моделей инвестиционных бюджетов в четвертом разделе Книги 3 "Финансовая модель бюджетирования".

На рисунке 3 представлен пример описания блок-схемы формирования бюджета транспортных расходов. В данном примере бюджет транспортных расходов составляется с использованием консолидированной заявки на транспорт, а также ряда нормативов. В частности, речь идет о таких нормативах, как расход ГСМ и запчастей, расценки на собственный транспорт, оплата труда водителей и т.д.

Рис.3. Пример блок-схемы формирования бюджета транспортных расходов

Пример блок-схемы формирования бюджета транспортных расходов

Сама консолидированная заявка зависит от объемных показателей, зафиксированных в бюджете продаж, производства и закупок. На основе собранных данных о планируемых часах и километрах пробега каждой единицы транспортного парка рассчитываются суммарные затраты путем умножения на внутренние тарифы использования автомашин.

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Ближайший семинар по бюджетированию состоится 22-24 мая 2024 г.
Понятно, что при этом будет возникать «дельта» между суммой транспортных затрат, посчитанных таким способом, и той суммой, которая получается сложением всех статей затрат транспортного отдела (заработная плата, ГСМ, запчасти, амортизация и т.д.). Поэтому полученную «дельту» нужно будет распределить по каждому транспортному средству. Более подробно данная методика рассмотрена в Книге 3 "Финансовая модель бюджетирования" (в главе, в которой подробно разбирается сама модель бюджета транспортных расходов.

Примечание: более подробно тема данной статьи рассматривается на семинаре-практикуме "Бюджетное управление предприятием", который проводит автор данной статьи - Александр Карпов.


Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статье, Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

93 − = 91