Термины > Затраты

Затраты

Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, основатель проекта bud-tech.ru, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"

Термин "Затраты" является очень распространенным. Многие владельцы бизнесов, директора компаний, руководители и специалисты подразделений часто используют его в работе, но, на самом деле, не знают истинное значение этого слова.

Достаточно часто затраты путают с расходами и наоборот. Реже затраты путают с выплатами (платежами).

Так что же все-таки такое затраты?


Затраты – это ресурсы, использованные (задействованные) в конкретной операции. Точнее говоря, стоимостная оценка использованных в операции ресурсов.


Сразу нужно обратить внимание на то, что термин "Ресурсы" несколько шире термина "Активы", хотя по логике вроде как это должно быть одно и то же.

Отличие связано с особенностью некоторых типов ресурсов. Речь в частности идет об энергетических и о трудовых ресурсах, а также о внешних исполнителях (сторонних организациях, оказывающих услуги или выполняющих определенные работы).

Практически все компании в своей деятельности используют энергетические и трудовые ресурсы, но только ни у одной компании нет такого актива как "Энергия" (даже у компаний, производящих энергию) или "Люди (персонал)".

Многие компании прибегают к услугам сторонних организаций, но у них тоже нет такого актива, как "Внешние исполнители".

Таким образом, ни у одной компании в балансе нет такого актива как "Энергия", "Персонал (сотрудники)" или "Внешние исполнители". Правда, причины такого отсутствия разные.

Энергетических активов нет потому что их в принципе быть не может (нет склада, где хранится энергия, в отличие от готовой продукции, товаров и материалов).

Люди (в данном случае персонал компании), а также внешние исполнители и подрядчики, в отличие от энергии, физически существуют, но они не могут принадлежать компании, как другие активы.

Итак, получается, что компания может использовать энергетические и трудовые ресурсы, а также привлекать внешних исполнителей. При этом, безусловно, у компании будут возникать энергетические и трудовые затраты. Кроме того, будут появляться затраты на услуги сторонних организаций. Но только никакого расходования активов компании происходить не будет.

Примечание: на самом деле отличие может быть еще и по информационным ресурсам компании. Часть их них может отражаться в балансе компании в качестве нематериальных активов (например, приобретенные программные продукты или базы данных), а часть нет (например, клиентская база данных, сайт компании и т.д.). Многое, конечно, зависит от управленческой учетной политики, которая может отличаться от бухгалтерской. Тем не менее, по этой позиции тоже могут быть отличия между ресурсами и активами.

Виды затрат


Существует несколько видов затрат, соответствующих определенным типам ресурсов, которые используются (задействованы) в какой-то операции (мероприятии, проекте, бизнес-процессе и т.д.).

Итак, в компании могут возникать следующие виды затрат:
  • материальные затраты;
  • трудовые затраты;
  • энергетические затраты;
  • затраты на услуги сторонних организаций;
  • амортизация внеоборотных активов;
  • финансовые затраты.

    Примечание: есть еще затраты, являющиеся следствием использования некоторых видов ресурсов. Например, при использовании трудовых ресурсов возникают налоги с ФОТ, при использовании материальных ресурсов (в данном случае основных средств) – налог на имущество и т.д.

    Материальные затраты компании возникают при использовании таких ресурсов как:
  • сырье и материалы;
  • товары;
  • полуфабрикаты и комплектующие;
  • топливо;
  • тара и тарные материалы;
  • запасные части;
  • строительные материалы;
  • инвентарь и хозяйственные принадлежности;
  • материалы специального назначения;
  • прочие материалы.

    Очевидно, что у каждой компании может быть своя классификация материальные ресурсов, в зависимости от того, что именно задействуется в работе компании.

    Что касается энергетических и трудовых затрат, а также затрат на услуги сторонних организаций, то выше уже отмечалось, что они формируются при использовании таких ресурсов, как энергия, сотрудники компании и внешние исполнители соответственно.

    Амортизация постоянных активов возникает в результате эксплуатации и использования основных средств и нематериальных активов. Таким образом, амортизация может появляться в процессе расходования (в данном случае износа) материальных и информационных ресурсов.

    Финансовые затраты появляются в процессе использования кредитов. То есть к финансовым затратам можно отнести проценты за пользование кредитными ресурсами.

    Структура затрат


    В данном случае речь идет о функциональной (или процессной) структуре затрат.

    Затраты любой компании по функциональному (процессному) принципу разбиваются на:
  • производственные затраты;
  • коммерческие затраты;
  • административные затраты.

    Примечание: в компании могут возникать еще и прочие затраты, не относящиеся ни к одной из этих функциональных групп.

    Производственные затраты – это те затраты, которые формируются в процессе производства готовой продукции (для производственных компаний) или строительства объекта (для строительных компаний) или оказания услуг/выполнения работ (для компаний, оказывающих услуги) или в процессе закупок и доставки товара до склада (для торговых компаний).

    Таким образом, производственные затраты – это те затраты, которые должны возникнуть у компании, чтобы у нее появилась возможность продавать (для производственных, строительных и торговых компаний) или те затраты, которые должны сформироваться у компании, чтобы она смогла оказать свои услуги или выполнить какие-то работы (для компаний, оказывающих услуги).

    То есть термин "производственные затраты" относится не только к производственным компаниями.

    Коммерческие затраты – это те затраты, которые формируются в процессе продвижения и продаж продукции/товаров/услуг компании.

    Административные затраты еще называют управленческими, или административно-управленческими, или общефирменными, или общехозяйственными.

    Формирование затрат


    Теперь рассмотрим каким образом в компании формируются (возникают) затраты. Из определения затрат следует, что они должны формироваться при выполнении какого-то действия, то есть какой-то операции, мероприятия, бизнес-процесса, проекта и т.д.

    Таким образом, формирование затрат является прямым следствием выполнения определенного действия.

    Для выполнения любого действия требуются ресурсы. Соответственно использование ресурсов и приводит к формированию затрат.

    Например, компания закупила сырье и материалы или товары. В этом процессе задействованы как минимум материальные ресурсы. Помимо них сторонние исполнители могут оказывать компании какие-то услуги, например, по таможенной очистке закупаемых материальных ресурсов.

    Далее эти ресурсы нужно доставить в компанию. В процессе такой доставки компания также может пользоваться услугами других компаний (например, логистических) или использовать собственные транспортные средства и топливо.

    После доставки и разгрузки материальных ресурсов они поступают в производство (в случае с сырьем и материалами) или лежат на складе в ожидании отгрузки (в случае с товарами).

    Затем эти материалы используются в процессе производства продукции или строительства объекта. Причем здесь же задействуются трудовые и энергетические ресурсы, что приводит к возникновению затрат по оплате труда и энергетических затрат.

    Все эти затраты будут считаться активами компании и входить в себестоимость готовой продукции или строящегося объекта до того момента пока они не будут проданы.

    После продажи все эти сформированные затраты, которые накопились при выполнении различных операций, становятся расходами. На величину расходов уменьшаются активы компании.

    Помимо этих затрат в компании могут возникать и другие, которые сразу же после их формирования признаются расходами.

    Таким образом, все затраты, сформированные в ходе работы компании, или сразу признаются расходами, если от них в будущем не ожидается никакой экономической выгоды, или активами. Со временем эти активы тоже станут расходами.

    Вопрос финансировании затрат никак не связан с их признанием в качестве расходов или активов. Затраты могут быть профинансированы до их формирования, в момент формирования и после. Причем частично затраты могут быть профинансированы до их возникновения, частично – после.

    Итак, затраты и расходы это не одно и тоже, но они между собой напрямую взаимосвязаны. Базовый принцип такой: сначала формируются затраты, которые либо сразу признаются расходами, что находит отражение в отчете о доходах и расходах, либо признаются в качестве активов в балансе компании.


    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статье, Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

    Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

    Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    7 + 1 =