Статьи > Роль финансово-экономической службы в бюджетировании и управленческом учете > Структура финансовой службы

Структура финансовой службы

Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, основатель проекта bud-tech.ru, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"

bud-tech.ru

В финансовой дирекции в обязательном порядке должны выполняться следующие три функции:
  • учетная функция;
  • финансовая функция;
  • экономическая функция.

    Часто бывает так, что и структура финансовой дирекции выстраивается таким же образом, то есть в состав финансовой дирекции входит бухгалтерия, финансовый отдел (иногда называют казначейство) и ПЭО. Если проанализировать изменения, которые произошли с того момента, как в нашей стране появилась частная собственность, то можно сделать вывод, что сначала наибольшие изменения и наибольшее развитие получила только одна из этих трех функций.

    Речь, конечно же, идет о бухгалтерской функции и о бухгалтерах. Действительно, за указанное время в стране появились профессиональные бухгалтеры. Этого пока нельзя в полной мере сказать о финансистах, тем более об экономистах. Хотя финансовых менеджеров за это время в стране стало очень много. В чем причина такого однобокого развития финансово-экономических служб, вполне понятно. Почему бухгалтеры?

    Да потому, что в первую очередь все компании ставили перед своей финансовой службой одну основную задачу – оптимизация налогообложения и наведение порядка в бухгалтерском учете, чтобы не было проблем с налоговой службой. Сейчас идет активное становление финансовой функции в компаниях. Многие поняли, что для эффективного оперативного управления финансовыми потоками лучше выделить эту функцию в отдельную структурную единицу – финансовый отдел (или казначейство).

    К экономической функции компании сейчас только начали подбираться, и нельзя сказать, что это происходит в таких же масштабах, как с бухгалтерской функцией. Получается интересная ситуация. Наши компании требования налоговой инспекции выполняют лучше, чем требования рынка. Выходит так, что экономическая функция не регламентируется никакими внешними инстанциями и вроде как не является обязательной. Это, кстати, выражается в том, что в некоторых компаниях сейчас просто нет экономистов.

    В первую очередь это, конечно же, относится к небольшим компаниям, но как раз этот факт и служит тревожным сигналом. Понятно, что в небольших компаниях, в отличие от крупных, у которых может быть большой запас финансовой прочности, приходится работать по принципу «ничего лишнего». Таким образом, получается, что сейчас у некоторых бизнесменов складывается мнение о том, что экономисты вообще не нужны.

    То, что они есть в средних и крупных компаниях, вовсе не означает, что там директора знают и понимают функции экономистов. Просто они там всегда были, и когда предприятия перешли в частную собственность, то владельцы оставили и экономистов. Их просто меньше стало, т.к. компьютеры появились. Я ни в коем случае не хочу сказать, что во всех компаниях нет четкого понимания, в чем заключается экономическая функция и роль экономистов, но то, что такой факт имеет место, необходимо было отметить.

    Естественно, что для слаженной работы всего финансово-экономического блока требуется четкая координация всех основных функций. Поэтому, конечно же, помимо бухгалтеров, финансистов и экономистов в компании должен быть главный финансово-экономический управляющий – финансовый директор или заместитель генерального директора по экономике и финансам (в западной терминологии CFO – chief financial officer).

    Очевидно, что формальное наличие в компании такой должности вовсе не гарантирует того, что в организации действительно есть финансовый директор. В одной компании, например, была должность заместителя генерального директора по экономике и финансам, при этом генеральный директор хотел ввести еще должность финансового директора. Когда я его спросил, зачем это нужно, ведь уже есть главный финансовый руководитель, почему необходимо вводить еще одного, генеральный директор, немного смутившись, сказал, что на самом деле у них, конечно же, нет никакого CFO. А тот человека, который занимает должность заместителя генерального директора по экономике и финансам, по сути, является ведущим специалистом по управлению налогами и с этой функцией классно справляется. Но с остальными финансово-экономическими функциями сейчас очень тяжелое положение. Финансово-экономическим состоянием компании они сейчас управляют очень слабо и явно делают это неэффективно.

    На самом деле финансовые параметры не являются точным критерием, по которому можно определить, есть в компании экономисты или нет. Встречаются компании с годовым оборотом в несколько миллионов (или даже десятков миллионов) долларов, и при этом в компании нет экономистов. Но бывает и так, что экономисты в компании есть, но они не выполняют те функции бюджетирования, которые должны выполнять (подробнее об этом можно прочитать в Книге 5 "Роль финансовой дирекции в бюджетировании").

    То есть бывает и так, что сами генеральные директора экономистов рассматривают как каких-то второстепенных и не очень нужных специалистов. Как-то раз на открытом семинаре по бюджетированию в перерыве ко мне с вопросом подошел генеральный директор одной компании. При этом он стал на доске рисовать организационную структуру своей компании. Он схематично отобразил несколько основных подразделений и последним подразделением на картинке был АХО.

    ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
    Ближайшие семинары по управленческому учету и бюджетированию состоятся 20-24 мая 2024 г.
    На мой вопрос, а где же финансово-экономические подразделения, директор ответил, что он их все отнес к АХО, то есть к «прочим подразделениям». При этом оказалось, что в компании вообще не было экономистов. Генеральный директор объяснял это тем, что они сейчас работают на растущем и очень перспективном рынке, поэтому рентабельность высокая, и проблем с нехваткой финансовых ресурсов не возникает.

    Но тем не менее в компании стали внедрять систему бюджетирования, т.к. генеральный директор стал ощущать, что при росте компании он уже не успевает следить за эффективным использованием ресурсов и постоянно вылавливает ситуации, когда затраты на те или иные мероприятия явно были завышены.

    Примечание: более подробно тема данной статьи рассматривается на семинарах-практикумах "Бюджетное управление предприятием" и "Постановка и автоматизация управленческого учета", которые проводит автор данной статьи - Александр Карпов.


    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статье, Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

    Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

    Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    72 − = 63