Статьи > Финансовая модель бюджетирования и управленческого учета > Форматы управленческой отчетности

Форматы управленческой отчетности

Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, основатель проекта bud-tech.ru, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"

bud-tech.ru

Понятно, что при разработке форм управленческих отчетов в каждой конкретной компании могут приниматься во внимание несколько различных факторов, учитывающих ее особенности.

Тем не менее можно выделить несколько основополагающих факторов, которые необходимо учитывать при разработке классификатора и форматов управленческой отчетности в любых компаниях.

Таких факторов всего три:
  • цели отчета;
  • пользователи отчета;
  • стоимость отчета (цена вопроса).

    Прежде чем заниматься разработкой формата какого-то управленческого отчета, нужно определиться с тем, зачем он вообще нужен, то есть необходимо четко определить цель составления отчета. В противном случае составление данного отчета – пустая трата денег и времени специалистов, занимающихся его подготовкой.

    После этого нужно определить пользователей данного управленческого отчета. Каждый управленческий отчет формируется для конкретного пользователя (пользователей), поэтому должен содержать необходимую информацию, помогающую выполнять функции, закрепленные за пользователем (пользователями).

    И наконец, не нужно забывать о цене вопроса. Подготовка любого отчета требует затрат времени и денег, поэтому необходимо сопоставлять полезность отчета и его стоимость.

    Конечно же, на практике очень сложно определить точную стоимость подготовки того или иного управленческого отчета. Но, по крайней мере, можно делать хотя бы ориентировочные экспертные оценки времени, затрачиваемого на подготовку отчета.

    Ведь если специалисты будут заниматься составлением каких-то не очень полезных отчетов, то у них будет меньше времени на подготовку действительно важных отчетов. Поэтому при разработке классификатора управленческой отчетности не нужно слишком увлекаться, раздувая список отчетов.

    На самом деле, когда управленческий учет автоматизирован, время специалистов в большей степени тратиться не на подготовку управленческого отчета, а на его проверку. Ведь в этом случае отчеты получаются по нажатию кнопки, поскольку методика их формирования уже настроена в программном продукте (нужно только выбрать период и нажать кнопку).

    Правда, не стоит забывать простейшее правило: для того чтобы отчеты получались по нажатию кнопки, каждый день кто-то должен вносить в базу данных соответствующую информацию о хозяйственных операциях компании. То есть при автоматизации самое главное – ввести нужные данные в базу, а получение отчетов – это уже дело техники.

    Чтобы получить отчеты, необходимо просто сделать соответствующие настройки в программном продукте (если используемая программа, конечно, позволяет делать такие настройки). В третьем разделе книги "Постановка и автоматизация управленческого учета" подробно рассмотрена сама методика формирования управленческой отчетности и механизм построения запросов к управленческой базе данных.

    Таким образом, даже если управленческий учет в компании автоматизирован, перед тем как расширить состав управленческой отчетности (или добавить новые статьи в старые отчеты), нужно оценить, можно ли получить этот отчет (или новые показатели в старом отчете) на основе уже имеющейся информации.

    Точнее говоря, необходимо оценить, достаточно ли аналитик в плане счетов для подготовки нового отчета. Если достаточно, то проблем никаких нет, т.к. настройка нового отчета может занять всего несколько минут. Конечно же, время настройки отчета зависит от количества запросов и может составлять больше часа.

    ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
    Ближайший семинар по управленческому учету состоится 20-21 мая 2024 г.
    Самый сложный отчет, с точки зрения настройки, в программном продукте – это баланс. Для его настройки и проверки может потребоваться несколько часов, т.к. в балансе может содержаться несколько десятков различных запросов к учетной базе.

    Если же для подготовки отчета требуется ввести в план счетов новую аналитику, то это означает, что нужно будет не только настроить новый отчет, но и потребуется скорректировать сам регламент управленческого учета. Ведь теперь те, кто вводят данные в базу, должны будут заполнять новые аналитики, которых раньше в управленческом учете не было.

    Поэтому, во втором случае, нужно несколько раз подумать, прежде чем вводить новый управленческий отчет, поскольку при этом усложняется сам процесс сбора, обработки и ввода данных в учетную базу.

    Примечание: более подробно тема данной статьи рассматривается на семинаре-практикуме "Постановка и автоматизация управленческого учета", который проводит автор данной статьи - Александр Карпов.


    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статье, Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

    Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

    Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    56 − = 49