Блог Александра Карпова > С чего начать постановку бюджетирования и управленческого учета

С чего начать постановку бюджетирования и управленческого учета

Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, основатель проекта bud-tech.ru, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"

От пользователя портала bud-tech.ru было получено следующее письмо.

Здравствуйте! У меня есть серьезная необходимость в постановке бюджетирования магазина. Дело в том, что есть бухгалтер на первичке и есть главный бухгалтер, они вроде все считают и дают данные по месяцу, но меня не устраивает. Цифры на бумаге хорошие, а по факту что-то не сходится. Я понимаю, что много есть параметров и динамика влияет. Мне кажется здесь нужна правильная методика и это очень серьезный вопрос, который очень важен для любой компании.

Но как мне его решить я пока не знаю. Первое, что я нашел при поиске информации «расчет бюджета» – это Ваш интернет-ресурс. И, прочитав статью, я понял, что все правильно и есть много подходов и методик учета и расчета. И так же я знаю, что от этого зависит многое.

Посоветуйте, пожалуйста, как мне решить мою проблему. С чего начать, к кому обратиться? Если вдруг у Вас есть возможность обучить нашего бухгалтера методике или меня, то было бы вообще здорово.


Благодарю Вас за обращение.

Честно говоря, из Вашего письма мне не совсем все понятно:
• «данные по месяцу, которые считают главбух и бухгалтер на первичке»
Какие конкретно данные? Это какие-то фактические управленческие отчеты?
• «по факту что-то не сходится»
Что конкретно не сходится и что значит по факту? Как определяется это самое «по факту»?
• «нужна правильная методика»
Методика чего? Расчета фактических управленческих отчетов? Или еще и плановых (то есть бюджетов). В самом начале Вы написали про бюджетирование. Подготовкой бюджетов у вас тоже бухгалтеры занимаются?

Вообще, прежде чем решать проблему ее сначала нужно четко сформулировать. Кстати, нужно отметить, что большинство наших компаний игнорируют такой важнейший этап проекта по внедрению бюджетирования и управленческого учета как «Постановка задачи». Подробнее об этом можно прочитать в статье «Постановка задачи – важнейший этап в проекте по внедрению системы бюджетирования и управленческого учета».

В любом случае, какую бы задачу Вы не решали, для этого потребуются определенные ресурсы. При этом нужно понимать, что не существует такого варианта, при котором минимизируются все ресурсы. Либо компания больше тратит времени своих сотрудников на проект, либо больше денег, которые она платит внешним экспертам. Да, можно комбинировать эти два способа (привлекать и своих сотрудников, и внешних специалистов), но в любом случае халявы не бывает – нельзя самим ничего не делать, но при этом привлечь высокопрофессиональных экспертов, чтобы они все сделали за компанию и заплатить им за это «три копья».

Казалось бы, это очевидное утверждение, но я уже не один десяток лет наблюдаю, как многие компании надеются на какое-то чудо. Чуда не будет. Нельзя внедрить бюджетирование и управленческий учет, не затратив на это НЕОБХОИМЫЙ объем ресурсов. Это примечание относится абсолютно к любому проекту. Подробнее о ресурсах, требуемых для реализации проекта по постановке бюджетирования и управленческого учета, можно прочитать в статье «Проект по постановке бюджетирования и управленческого учета: ресурсный аспект».

Понятно, что не бывает какой-то типовой ситуации, поэтому не бывает и каких-то типовых проектов. Каждый раз нужно учитывать конкретные условия, в которых работает компании, а также ее узкие места.

Если основное узкое место это деньги, то приоритет нужно смещать в сторону самостоятельной постановки бюджетирования и управленческого учета. Если основное узкое место это время, то приоритет следует отдавать привлечению внешних экспертов. Безусловно, как уже выше было отмечено, можно комбинировать оба подхода.

Если идти от минимизации денежных ресурсов, то обращаю внимание на то, что очень много полезной информации размещено на этом сайте в свободном доступе. Да, изучение этой информации потребует времени, но еще раз – халявы не бывает. Не хотите тратить деньги, будете тратить время. Нельзя что-то освоить, не потратив ни времени, ни денег.

Если вести речь о каких-то платных возможностях, которые предоставляет проект bud-tech.ru, то самое доступное по деньгам – это книги по бюджетированию и управленческому учету. В них все очень подробно описано, поэтому с их помощью можно самостоятельно внедрить бюджетирование и управленческий учет. Да, их изучение потребует времени, но если для компании деньги сейчас важны гораздо больше, чем время, то можно воспользоваться таким вариантом.

В дополнении к книгам можно использовать электронные методики по бюджетированию и управленческому учету. В них содержатся примеры результатов, которые должны быть получены при выполнении проекта по постановке бюджетирования и управленческого учета.

Еще раз нужно обратить внимание на важность этапа «Постановка задачи». Электронные методики как раз позволяют более качественно и эффективно выполнить данный этап проекта. Все участники проекта должны одинаково понимать какие должны быть результаты. Электронные методики наглядно демонстрируют все эти результаты. Кроме того, материалы, содержащиеся в электронных методиках, можно будет использовать и на основной фазе проекта.

Также при самостоятельном внедрении могут помочь семинары по бюджетированию и управленческому учету. Участие в семинарах позволяет намного быстрее освоить материал.

Кстати, связка книги-методики-семинары позволяет максимально повысить вероятность успеха при самостоятельной постановке бюджетирования и управленческого учета. Подробнее о этом можно прочитать в статье «Самый эффективный способ самостоятельного внедрения бюджетирования и управленческого учета».

Какой бы способ постановки бюджетирования и управленческого учета не выбрала бы компания следует помнить об одном очень важном нюансе. Конечно же, сложность данного проекта в каждой конкретной компании определяется своим набором факторов, но среди этих наборов обязательно будет один общий для всех пункт.

Речь идет о том, что сложность постановки фактического управленческого учета во много зависит от того насколько сейчас управленческий учет отличается от бухгалтерского.

Именно из-за этого фактора очень часто управленческий учет в малом и среднем бизнесе, мягко говоря, получается очень запутанным.

Поэтому возникает, казалось бы, парадоксальная ситуация, когда постановка управленческого учета в компаниях малого и среднего бизнеса оказывается более сложным проектом по сравнению с крупными компаниями. Если проект сложнее, то значит, что он потребует больше ресурсов.

Поэтому очень редко действительно профессиональные эксперты берутся за проекты по постановке управленческого учета в компаниях малого и среднего бизнеса. Они понимают какой большой объем работы им нужно будет выполнить, а владельцы компаний этого не понимают, поэтому они и не могут договориться о стоимости консалтингового проекта, которая в основном зависит от времени работы консультантов. Чем сложнее проект, тем больше времени уйдет у консультантов на его выполнение, а значит, тем больше будет стоимость консалтингового проекта.

Кстати, если кто-то из консультантов берется за проект по постановке управленческого учета в малом бизнесе за смешные суммы, то скорее всего это не профи.

Итак, для постановки бюджетирования и управленческого учета можно воспользоваться и консалтинговыми услугами, но нужно помнить об упомянутом здесь нюансе, связанном с реализацией таких проектов в компаниях малого и среднего бизнеса.

Поэтому если у вас малый или средний бизнес и бухгалтерский учет в его нынешнем виде мало пригоден для управленческого учета, то скорее всего консалтинговый проект по постановке управленческого учета в вашей компании будет стоить недешево. Если для вас сейчас деньги более актуальны чем время, то лучше нацеливаться на самостоятельное внедрение.

Для этого можно воспользоваться вышеупомянутой связкой книги – электронные методики – семинары-практикумы. Кстати, разобраться в запутанном учете и построить по-настоящему качественную и эффективную систему управленческого учета поможет книга «Управленческий учет. Made not in Russia».

Кстати, при использовании любого подхода к выполнению проекта, участие в семинарах по бюджетированию и управленческому учету является крайне желательным шагом, с которого можно начать. При этом желательно воспользоваться рекомендациями, представленными в статье «Как многократно увеличить пользу от участия в семинарах по бюджетированию и управленческому учету».



Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной записи блога Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор блога ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

Если хотите обсудить какую-то интересную актуальную тему или вопрос, связанный с бюджетированием и управленческим учетом, то свои предложения Вы можете также направить по адресу budgeting@bk.ru.

Кроме того по адресу budgeting@bk.ru Вы можете направлять свои предложения по улучшению и возможному дальнейшему развитию раздела "Блог по бюджетированию и управленческому учету".


Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 34 = 37